Показательное занятие
по развитию речи
на тему: Составление
рассказа по схеме «Зима»
в 3 младшей группе
Воспитатель Погребная Т.Б.
Цель: Учить детей составлять слова в множественном числе, называть диких животных взрослых и их детей (лиса, лис, лисенок). Закрепить умение подбирать к слову антоним, называть обобщающие слова. Пополнить словарь детей разными частями речи на тему: «Зима». Продолжать учить находить не соответствие на рисунке, умение отгадывать загадки, отвечать на вопросы, уточнить знание зимних примет. Учить составлять рассказ по схеме. Развивать мышление, память, внимание. Воспитывать интерес к окружающему, любовь к природе.
Оборудование: игрушка медвежонок, картинки: «Лес зимой», «Дикие животные зимой», «Зимующие птицы», «Вещи», «Зимние развлечения», «Насекомые зимой не спят» (для игры: найди ошибку)
Предварительная работа: наблюдение за особенностями времени года - зима, за погодой зимой. Ознакомление с зимними приметами. Рисование зайца, медведя в берлоге. Д/игра «Зимующие-перелетные». Изучение стиха «К нам пришла зима»
Ход занятия
Психогимнастика
-Дети, к нам сегодня пришел гость, а кто это мы узнаем если отгадаем загадку.
Косолапый и большой
Спит в берлоге он зимой
Любит мед, лапу сосет
Ну ка, кто же назовет? (Медведь)
М.- Доброе утро.
Мама мне сказала,
Зимой я должен спать.
Но что зимой бывает,
Мне хочется узнать.
Какое сейчас время года?
-Поможем мишке? Он никогда не видел зиму, а мы ему сейчас все про нее расскажем.
М.- Ой, пока я к вам дошел, совсем замерз.
- А это все потому что зимой погода какая? Расскажем какая зимой погода.
Снег-снежная, ветер-ветреная, мороз-морозная, солнце-солнечная. Мы помним, что солнце зимой светит, но… (не греет)
- Мы знаем приметы, по которым можно определить, какая погода будет.
Яркие звезды зимой-… (на мороз), поет синица-… (будет снег), трещит лед-… (морозная погода будет долго), скрепит снег-… (будет похолодание).
М. -Дети, вы видели, что произошло на улице? Кто то украл у деревьев все листочки.
-Нет Мишка, их никто не забирал. А что же дети произошло? (Они сами их сбросили, потому, что им не хватает света и воды)
- Все ли деревья голые зимой?
Место, где растет много деревьев называется лес, там живет медвежонок. Мишка видел одно дерево, но когда подошел к лесу увидел много… (деревьев), возле его берлоге растет одна береза, а в лесу много… (Берез), рядом один дуб, в лесу много… (дубов), сосна одна, много… (сосен).
М.-Я гулял по лесу и не смог найти своих друзей.
-Где же все медведи? (спят)
-Кто еще спит зимой? (ежик)
-Кого мы можем встретить в зимнем лесу?
-У медвежонка есть мама и папа. Маленький медвежонок, мама… (медведица), папа… (медведь),зайчонок, лисенок, волчонок.
-Медвежонок предлагает прогуляться в лес, и посмотрим, что делают звери зимой.
Физминутка
Снегом весь засыпан лес
В снегу стоят ели
А вокруг метели
Белки прыгают то елкам
Не мешают им иголки
Мы под елками сидим
И на белочек глядим
Зайцы прячутся в кустах
Навели лисицы страх
Ежик в норке давно спит
Весь листочками укрыт
Спит медведь, лапу сосет
Ждет когда весна придет
Ну а мы чуть-чуть пройдемся
И домой к себе вернемся
М.-Слышите, кто это? (пение птиц)
-Дети, почему так мало птиц? Всех птиц можем встретить?
Почему?
Они улетели, потому что им не тепло, а… (холодно), тогда они будут не веселые, а… (грустные), есть птицы большие и... (маленькие), перья у них не твердые, а… (мягкие),было птиц много, а стало… (мало)
Птицы которые улетели в теплые края-… (перелетные), остались-… (зимующие)
М.-Дети, мне очень нравиться зима, я даже нарисовал ее. Вот посмотрите.
-Дети, посмотрите, что же тут не верно, найдите ошибку, которую сделал медвежонок. (насекомых зимой не видно)
-А где же насекомые зимой?
М.- Почему вы не спите? Вам разве зимой не холодно?
-Мы одеваемся. Какие вещи мы одеваем?
Д/игра «Найди зимние вещи»
М.-Зачем вам идти на улицу? Что там можно делать? Зимой наверное совсем скучно
-Ну почему же? Зимой очень весело. Что можно делать зимой? (Кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снежную бабу, играть в снежки)
Мы взяли санки и съехали с горки на… (санках)
Мы поделились… (Санками)
Построили горку для… (Санок)
У нас красивые… (Санки)
М.- Мне очень нравится это время года, а вам? Чем вам нравится зима?
-Давайте мы составим с вами рассказ про зиму для медвежонка. Нам поможет такая схема.
Сначала расскажу я, а вы послушаете.
Сейчас время года – зима. Погода зимой холодная и ветреная, идет снег. Деревья стоят голые, на них нет листочков. Медведь спит, зайчик поменял шубку с серой на белую. Птицы улетели в теплые края, насекомые спят. Мы одеваем зимние теплые вещи. Мне нравится зима потому, что можно кататься на санках и лепить снежную бабу.
2-3 ребенка рассказывают.
М.- Спасибо дети! Теперь я все знаю про зиму и смогу рассказать друзьям, когда они проснуться. Мне уже пора идти. До свидания!
по развитию речи
на тему: Составление
рассказа по схеме «Зима»
в 3 младшей группе
Воспитатель Погребная Т.Б.
Цель: Учить детей составлять слова в множественном числе, называть диких животных взрослых и их детей (лиса, лис, лисенок). Закрепить умение подбирать к слову антоним, называть обобщающие слова. Пополнить словарь детей разными частями речи на тему: «Зима». Продолжать учить находить не соответствие на рисунке, умение отгадывать загадки, отвечать на вопросы, уточнить знание зимних примет. Учить составлять рассказ по схеме. Развивать мышление, память, внимание. Воспитывать интерес к окружающему, любовь к природе.
Оборудование: игрушка медвежонок, картинки: «Лес зимой», «Дикие животные зимой», «Зимующие птицы», «Вещи», «Зимние развлечения», «Насекомые зимой не спят» (для игры: найди ошибку)
Предварительная работа: наблюдение за особенностями времени года - зима, за погодой зимой. Ознакомление с зимними приметами. Рисование зайца, медведя в берлоге. Д/игра «Зимующие-перелетные». Изучение стиха «К нам пришла зима»
Ход занятия
Психогимнастика
-Дети, к нам сегодня пришел гость, а кто это мы узнаем если отгадаем загадку.
Косолапый и большой
Спит в берлоге он зимой
Любит мед, лапу сосет
Ну ка, кто же назовет? (Медведь)
М.- Доброе утро.
Мама мне сказала,
Зимой я должен спать.
Но что зимой бывает,
Мне хочется узнать.
Какое сейчас время года?
-Поможем мишке? Он никогда не видел зиму, а мы ему сейчас все про нее расскажем.
М.- Ой, пока я к вам дошел, совсем замерз.
- А это все потому что зимой погода какая? Расскажем какая зимой погода.
Снег-снежная, ветер-ветреная, мороз-морозная, солнце-солнечная. Мы помним, что солнце зимой светит, но… (не греет)
- Мы знаем приметы, по которым можно определить, какая погода будет.
Яркие звезды зимой-… (на мороз), поет синица-… (будет снег), трещит лед-… (морозная погода будет долго), скрепит снег-… (будет похолодание).
М. -Дети, вы видели, что произошло на улице? Кто то украл у деревьев все листочки.
-Нет Мишка, их никто не забирал. А что же дети произошло? (Они сами их сбросили, потому, что им не хватает света и воды)
- Все ли деревья голые зимой?
Место, где растет много деревьев называется лес, там живет медвежонок. Мишка видел одно дерево, но когда подошел к лесу увидел много… (деревьев), возле его берлоге растет одна береза, а в лесу много… (Берез), рядом один дуб, в лесу много… (дубов), сосна одна, много… (сосен).
М.-Я гулял по лесу и не смог найти своих друзей.
-Где же все медведи? (спят)
-Кто еще спит зимой? (ежик)
-Кого мы можем встретить в зимнем лесу?
-У медвежонка есть мама и папа. Маленький медвежонок, мама… (медведица), папа… (медведь),зайчонок, лисенок, волчонок.
-Медвежонок предлагает прогуляться в лес, и посмотрим, что делают звери зимой.
Физминутка
Снегом весь засыпан лес
В снегу стоят ели
А вокруг метели
Белки прыгают то елкам
Не мешают им иголки
Мы под елками сидим
И на белочек глядим
Зайцы прячутся в кустах
Навели лисицы страх
Ежик в норке давно спит
Весь листочками укрыт
Спит медведь, лапу сосет
Ждет когда весна придет
Ну а мы чуть-чуть пройдемся
И домой к себе вернемся
М.-Слышите, кто это? (пение птиц)
-Дети, почему так мало птиц? Всех птиц можем встретить?
Почему?
Они улетели, потому что им не тепло, а… (холодно), тогда они будут не веселые, а… (грустные), есть птицы большие и... (маленькие), перья у них не твердые, а… (мягкие),было птиц много, а стало… (мало)
Птицы которые улетели в теплые края-… (перелетные), остались-… (зимующие)
М.-Дети, мне очень нравиться зима, я даже нарисовал ее. Вот посмотрите.
-Дети, посмотрите, что же тут не верно, найдите ошибку, которую сделал медвежонок. (насекомых зимой не видно)
-А где же насекомые зимой?
М.- Почему вы не спите? Вам разве зимой не холодно?
-Мы одеваемся. Какие вещи мы одеваем?
Д/игра «Найди зимние вещи»
М.-Зачем вам идти на улицу? Что там можно делать? Зимой наверное совсем скучно
-Ну почему же? Зимой очень весело. Что можно делать зимой? (Кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снежную бабу, играть в снежки)
Мы взяли санки и съехали с горки на… (санках)
Мы поделились… (Санками)
Построили горку для… (Санок)
У нас красивые… (Санки)
М.- Мне очень нравится это время года, а вам? Чем вам нравится зима?
-Давайте мы составим с вами рассказ про зиму для медвежонка. Нам поможет такая схема.
Сначала расскажу я, а вы послушаете.
Сейчас время года – зима. Погода зимой холодная и ветреная, идет снег. Деревья стоят голые, на них нет листочков. Медведь спит, зайчик поменял шубку с серой на белую. Птицы улетели в теплые края, насекомые спят. Мы одеваем зимние теплые вещи. Мне нравится зима потому, что можно кататься на санках и лепить снежную бабу.
2-3 ребенка рассказывают.
М.- Спасибо дети! Теперь я все знаю про зиму и смогу рассказать друзьям, когда они проснуться. Мне уже пора идти. До свидания!